Главная Уроки рукоделия Уроки по пэчворку Основы самостоятельной работы художника по лоскутной технике
Май 13
Понедельник
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Последние сообщения на нашем форуме

  • avatarRe: Комнатные цветы и прочие растения - Нежность Понедельник, 13 Мая 2013 10:24
  • avatarRe: Комнатные цветы и прочие растения - Орхидейка Понедельник, 13 Мая 2013 06:03
  • avatarRe: Галерея orif (Юли) - orif Понедельник, 13 Мая 2013 00:05
  • avatarRe: Комнатные цветы и прочие растения - IrsenS Воскресенье, 12 Мая 2013 23:36
  • avatarRe: Комнатные цветы и прочие растения - Нежность Воскресенье, 12 Мая 2013 22:31
  • avatarRe: ПОЗДРАВЛЯЕМ!!! - Калина Воскресенье, 12 Мая 2013 19:00
  • avatarRe: Процессы от avonkaterina - krume Воскресенье, 12 Мая 2013 18:20
  • avatarRe: Комнатные цветы и прочие растения - avonkaterina Воскресенье, 12 Мая 2013 18:09
  • avatarRe: Наши детки... - krume Воскресенье, 12 Мая 2013 18:09
  • avatarRe: Наши детки... - avonkaterina Воскресенье, 12 Мая 2013 18:05
  • Кулинарные рецепты на нашем сайте

    
    
    image  image
    Просмотры: 2548
    Оценки: point point point point point   (2)

     
    image  image
    Просмотры: 2550
    Оценки: point point point point point   (7)

     
    image  image
    Просмотры: 1997
    Оценки: point point point point point   (2)

     
    image  image
    Просмотры: 2402
    Оценки: point point point point point   (10)

     
    image  image
    Просмотры: 2235
    Оценки: point point point point point   (2)

     

     

    Галерея славы

    Друзья сайта

    Основы самостоятельной работы художника по лоскутной технике PDF Печать
    Автор: Анжелика   
    19.04.2009 19:49

           Создавая самостоятельные, авторские лоскутные изделия, мастер должен знать основы построения художественных произведений и правильно их применять. К таким основам относятся геометрическая композиция и правила построения орнамента, цветовая композиция и правильная организация труда художника.

     

     

     

           Рассмотрим эти основы применительно к лоскутной технике.
           Геометрическая композиция лоскутных изделий. Орнамент
           Выразительность созданной художником композиции, прежде всего, определяется ее пропорциями, то есть соотношением линейных размеров произведения, а также составляющих его частей и деталей. Пропорциональности, соразмерности композиции можно достичь двумя способами:
           - делением композиции на равные части, что создает ощущение покоя, равновесия, устойчивости; 
           - делением композиции на неравные части, что выражает контраст и ощущение динамики, движения. 
           Первый способ больше подходит для статичных композиций. Лоскутные изделия с такими композициями хороши, например, в комплектах лоскутных одеял и подушек в спальне. Вот почему большинство традиционных лоскутных одеял собирают из одинаковых по величине квадратных блоков лоскутных узоров.
           Второй способ чаще используют для создания динамичных композиций в настенных панно и картинах.
           Отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части только одним способом: длина целого отрезка должна относиться к длине большей части отрезка так же, как длина его большей части к длине меньшей. Это правило называется законом золотого сечения. Оно определяет закономерности построения архитектурных форм и художественных произведений изобразительного искусства, а также закономерности пропорций некоторых природных форм и человеческой фигуры.
           Использование закона золотого сечения при работе позволит вам создать композицию, гармоничную и пропорциональную с точки зрения большинства зрителей.
           Числовое выражение закона золотого сечения получают, приравняв длину всего отрезка к единице: 
           1/0,618 = 0,618/0,382 =1,61
           Таким образом, при создании динамичной композиции можно вычислить линейные размеры составляющих ее основных деталей, подставляя соответствующие числовые множители из числового выражения закона золотого сечения. Например, картину высотой 1 м нужно разделить на две части - прорисовку неба (62 см) и прорисовку земли (38 см).
           Любой сюжет в лоскутной технике выражается в виде орнамента - ритмически повторяющегося и упорядоченного рисунка.
           Рассмотрим законы построения орнаментальной композиции.
           Закон пропорциональности: все части орнамента должны быть пропорциональны и соразмерны. 
           Закон соподчинения: в орнаменте необходимо выделить главные выразительные средства и подчинить им другие, второстепенные. Так, в орнаментальной композиции «Дерево» можно выделить ствол дерева, подчеркнув его размеры и мощь, а листву изобразить несколькими непропорционально большими листочками. 
           Закон доминанты: выражение закона соподчинения в решении штучных текстильных изделий с замкнутой структурой. Например, в композиции лоскутного изделия нужно определить, что преобладает: кайма или центральный рисунок, и подчинить главной части изделия остальное лоскутное полотно. 
           Закон трехкомпонентности: для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов достаточно и необходимо показать в композиции три его фазы (три разных размера одного узора, три разных поворота одной фигуры, три разных интервала между мотивами узора) и периодически их повторять. 
           Закон контраста, из которого выводится интересующее нас правило группирования: части, сходные по размерам, форме, цвету и близкие по расположению имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое. Благодаря этому правилу лоскутный узор, собранный из большого числа лоскутных деталей, сходных либо по размерам, либо по форме и близких по цвету, объединяется в лоскутное полотно, имеющее самостоятельное эстетическое значение. 
           Закон орнаментального контрапункта: орнаментальные мотивы можно построить из ряда замкнутых элементов, соединив их в целостный орнаментальный образ. В соответствии с этим законом строят одеяло из образцов лоскутных узоров: блоки различных мозаичных узоров ограничивают каймой, единой на всему лоскутному одеялу, и создают образ рамы, из каждого окошечка которой выглядывает свой узор. 
           Закон простоты: минимум выразительных средств при минимальном определении подробностей. Это, пожалуй, самый главный закон творчества, в том числе и для художника, работающего в лоскутной технике: не перемельчить и не перепестрить, создавая авторские лоскутные композиции. 
           Красота лоскутного произведения в выполнении всех законов орнаментальной выразительности при минимальных затратах материала и труда мастера-лоскутника.
           Цветовая композиция
           Основа работы при создании художественного лоскутного изделия - гармоничный подбор цвета используемых лоскутов ткани.
           Познакомьтесь с основами цветоведения и правилами подбора гармоничных сочетаний цветов и их оттенков.
           Все цвета делятся на ахроматические (белый, серый, черный) и хроматические - остальные цвета цветового спектра.
           Для удобства работы цвета расположим в цветовом круге (рис.1).

     
           Основные цвета - красный, желтый, синий. В цветовом круге они соединены треугольником основных цветов.
           От смешения основных цветов образуются производные: 
           красный + желтый = оранжевый 
           красный + синий= фиолетовый 
           желтый + синий = зеленый
           Производные цвета объединены треугольником производных цветов.
           По окружности цветового круга между основными и производными цветами располагается бесконечное множество промежуточных цветов и оттенков, естественно переходящих от одного к другому.
           Группа коричневых цветов получается при смешении всех цветов цветового круга. Эти цвета не подчиняются строгим законам шестичленного цветового круга, поэтому не будем включать их в круг, а поговорим о них отдельно.
           Расстояние по дуге окружности цветового круга между соседними вершинами треугольников основных и производных цветов называют сектором цветового круга.
           У любого цвета или его оттенка три характерных признака, отличающих его от других цветов и оттенков:
           Тон цвета - принадлежность его к определенному основному или производному цвету. Например, с первого взгляда мы определяем: это - синий цвет, а это - красный. Для сложных оттенков обычно указывают принадлежность к определенному сектору цветового круга: это – сине-зеленый, а это - оранжево-красный. 
           Насыщенность цвета - проще говоря, сколько белой или черной краски добавлено к определенному по тону цвету. По этому признаку различаются, например, светло-сиреневый и темно-фиолетовый цвета. «Разводить» или, наоборот, «сгущать» можно любой оттенок цветового круга: для этого при окраске ткани изменяют концентрацию раствора красителя. 
           Яркость (светлота) цвета - самая сложная и относительная характеристика. По яркости цвета цветового круга делятся на две группы: более яркие (красный, оранжевый, желтый) - их называют активными или теплыми; менее яркие (зеленый, синий, фиолетовый) - их называют пассивными или холодными. Яркость цвета убывает по дуге цветового круга от оранжевого (самого теплого) до синего (самого холодного). 
           Для художника, создающего лоскутные изделия, чрезвычайно важно уметь сочетать цвета тканей в одном произведении. Гармоничность цветовых сочетаний зависит от расположения цветов в цветовом круге.
           Различают два основных типа гармоний по цветам: родственные и контрастные.
           Родственные цвета - это все цвета и оттенки в пределах двух соседних секторов цветового круга.
           Гармонии родственных цветов делятся на три группы.
           - Одноцветная гармония - сочетание оттенков цвета в пределах одного сектора цветового круга, различающихся по насыщенности (светлее-темнее). 
           - Смежная гармония - сочетание цветов, располагающихся в двух соседних секторах цветового круга, достаточно близко к границе между ними. 
           - Тональная гармония - сочетание чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона (например, желтого с табачным или голубого с пепельно-голубым). В лоскутной технике эффекта тональной гармонии достигают сочетанием однотонного цветного лоскута и лоскута, у которого по фону того же оттенка нанесен цветной набивной рисунок. 
           Контрастные цвета - это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.
           Различают две группы гармоний контрастных цветов.
           - Парная, или дополнительная гармония - сочетание любой пары цветов, расположенных на концах диаметра цветового круга. Вращая диаметр вокруг центра круга, получают гармоничные сочетания пар различных оттенков, на которые укажут концы диаметра. Можно немного «смягчить» жесткую контрастность сочетания, взяв один оттенок точно с конца диаметра, а другой - на небольшом удалении по дуге от другого конца диаметра. Например, гармонируют цвета синий с краснооранжевым или желтооранжевым. 
           - Гармония триады - сочетание трех контрастных цветов или их оттенков, отличающихся по насыщенности и расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. По этому типу гармонии сочетаются между собой все основные, а также производные цвета. Поворачивая равносторонний треугольник вокруг центра цветового круга, подбирают подходящие сочетания для любого из его оттенков. «Смягчать» контрастность сочетания по принципу «триады» нужно очень осторожно: возможность ошибки слишком велика. 
           Ахроматические цвета, не входящие в цветовой круг, гармонично сочетаются с любым хроматическим цветом, а также между собой. Однако в окраске тканей часто присутствуют ахроматические цвета с заметным теплым или холодным оттенком. Это обязательно нужно учитывать, подбирая оттенок ахроматического цвета в зависимости от его яркости (теплый черный к красному или оранжевому, а холодный белый - к синему или фиолетовому и т.п.).
           Так же лучше работать и с коричневыми оттенками, сочетая теплые «земляные» оттенки с теплыми цветами цветового круга, а холодные «шоколадные» - с холодными оттенками.
           При создании сложной лоскутной мозаики часто используют множество различных оттенков лоскутов. В этом случае применять правила сочетания цветов напрямую нельзя, но можно попробовать работать в так называемой цветовой гамме.
           Цветовая гамма - это объединение бесконечных переходов и оттенков однородных по тону цветов.
           В цветовые гаммы входят оттенки нескольких соседних секторов цветового круга. Например, в сине-фиолетовую гамму могут входить цвета от зеленовато-синих до красно-фиолетовых. Основное условие - плавный, без больших скачков и разрывов, переход от одного тона к другому по цветовому кругу, через несколько промежуточных цветов и оттенков.
    Работа в цветовой гамме сложна, она требует от художника большого вкуса и интуиции при подборе цветов, но часто дает прекрасные результаты. Разработана теория соединения цветов в цветовые гаммы - теория «времен года». Ознакомиться с ней можно в специальной литературе.
           Восприятие цвета и цветовых сочетаний - очень индивидуальное свойство человека и зависит от его национальности, пола, возраста, физиологического состояния и т.п. Подбирая лоскуты для изделия, художник должен прежде всего опираться на свою интуицию, чтобы отразить в произведении собственное видение мира и свое настроение в данный момент.

           Последовательность работы художника от эскиза до готового изделия
           В предыдущих разделах мы уже рассматривали разные технологии, применяемые при создании лоскутных изделий. Объединим эти приемы в единую последовательность работы художника - от замысла до его воплощения в готовом лоскутном произведении.
           Свой замысел художник оформляет в виде небольшого эскиза, на котором прорисовывает основные пропорции и детали изделия в черно-белом варианте. Цветной эскиз можно не делать, так как цветовую палитру изделия определят лоскутки ткани: копировать их расцветку на предварительном эскизе не рационально. 
           Рекомендуем сразу определить девиз или название произведения. Это облегчает работу над воплощением художественного образа изделия в геометрической композиции и цвете. 
    Обычно лоскутное изделие состоит из лоскутного полотна и каймы-рамы, которая замыкает художественную композицию центра и подчеркивает ее. Можно изготовить кайму из единого лоскута однотонной или набивной ткани, а можно собрать ее из лоскутков мозаичным способом (рис.2). 
           В любом случае узор каймы должен быть проще основного узора изделия и контрастировать с ним.

           Рис.2. Варианты оформления каймы лоскутного изделия 
           1 - одноцветный паркетный 
           2 - одноцветный «на угол» 
           3 - узор из прямоугольных треугольников 
           4 - узор «Следы дикого гуся» 
           5 - узор «Цветочный» 
           6 - узор «Клавиши пианино»  
           Подберите лоскуты ткани, которые вы хотите использовать для лоскутного изделия, по «библиотечке» имеющихся у вас расцветок (набору лоскутков размером 4x10 см). Особое внимание обратите на гармоничное сочетание цветов деталей, расположенных рядом, и общую цветовую гамму произведения, отражающую его образ. 
           Проверьте, чтобы вам хватило ткани нужных для работы расцветок. Напомним, что для изготовления, например, лоскутного комплекта для спальни (одеяло плюс две наволочки на небольшие подушки) потребуется не меньше 1,5 м ткани каждой расцветки (при сборке лоскутного полотна из 5 видов лоскутов) и 4,5 м изнаночной ткани шириной 80 см. Приготовьте прокладку - обычно ее нужно 2,2 м при ширине 150 см. 
           Подготовьте материал к работе, обработав его соответствующим образом. 
           Изготовьте чертеж единицы повторяющегося узора или всего узора (для единых композиций) в натуральную величину. Определите возможную последовательность сборки узора с помощью известных вам технологий лоскутной мозаики и аппликации. 
           Главная задача на этом этапе - выбрать самый удобный и рациональный способ сборки. 
           Общие правила порядка сборки узора
           Объедините детали (определите их по линиям сетки), которые будут выполняться из одинаковых по расцветке лоскутков и расположены рядом, в более крупные. Сделайте для них шаблоны. 
           Определите, к какой категории узоров относится собираемый узор: например, к радиальным узорам или узорам с центральной деталью и т.п. Выполните сборку в соответствии с последовательностью операций для данного узора. 
           В любом случае сначала соединяйте те детали, единый срез которых будет перекрываться следующей по порядку сборки деталью. 
           Максимально ускорьте процесс сборки, пользуясь всегда, когда это возможно, швейной машинкой . Подберите для этого соответствующий порядок сборки. 
           Сборку с применением машинной технологии преодоления тупого угла выполнить тем проще, чем тупее угол между деталями, по общему срезу которых настрачивается следующая деталь. Подберите соответствующий порядок сборки, учитывая, что прямой угол между деталями преодолеть с помощью швейной машинки практически нельзя. 
           Если у лоскутного мозаичного узора внешняя граница слишком сложна, рациональнее собрать его из внутренних деталей и нашить аппликацию на целый лоскут фона. Помните, что сочетание лоскутной мозаики и аппликации в одном изделии считается традиционным для лоскутной техники, и не переусложняйте мозаичную работу. 
           Если узор сложный, пронумеруйте детали на чертеже и запишите последовательность его сборки цифрами. 
           Сделайте копию чертежа в натуральную величину и разрежьте ее на детали, составляющие узор. Пронумеруйте полученные выкройки в соответствии с нумерацией деталей на чертеже. Сделайте из картона шаблоны на каждую деталь узора, отличающуюся от другой. Шаблоны могут быть сплошными или сквозными, в зависимости от того, какой узор набивного рисунка тканей вы задумали использовать. Промаркируйте их и храните в небольших конвертах: эти шаблоны можно будет использовать для изготовления других лоскутных изделий. 
           Выкройте по шаблонам детали из лоскута, обязательно учитывая направление долевой нити ткани. Если рисунок лоскутного полотна состоит из повторяющихся блоков, то сначала выкройте детали для одного блока каждого вида. Если узор единый на всем полотне, то выкройте сразу все детали. 
           Проверьте декоративный эффект узора, наколов лоскутные детали на плоской вертикальной поверхности по эскизу. В лоскутных мастерских для этого используют большие вертикальные щиты, обтянутые небеленым холстом. Дома лоскуты накалывают на обои, на растянутые шторы или занавески. Эта стадия работы абсолютно необходима: художник может уже на этом этапе скорректировать свой замысел и заменить неудачные по расцветке лоскутные детали или поправить линии узора. В собранном виде на исправление ошибок уйдет много труда и времени. Лучше, если заготовка узора повисит два-три дня: за это время художник сможет объективнее оценить ее качество и соответствие своему замыслу. 
           Подготовьте к работе все нужные инструменты и организуйте удобное рабочее место. 
           Сострочите детали первого блока узора (если полотно состоит из повторяющихся блоков) в готовый блок. Проверьте точность стыковки деталей при сборке - это позволит оценить качество изготовления шаблонов. Одновременно внесите поправки в последовательность сборки узора, подбирая самый удобный для вас вариант. 
           Выкройте детали для сборки всех оставшихся блоков лоскутного полотна. Собирайте их в соответствии с заранее выбранной последовательностью операций. Однотипные операции выполняйте сразу для всех блоков узора. Чтобы сэкономить нитки, сострачивайте заготовки последовательно в гирлянду, не отрывая нить, и разрежьте ее только перед их разутюживанием. 
           Готовые блоки узора разложите или же развесьте на вертикальной поверхности в соответствии с вашим замыслом. Оцените эффект лоскутного полотна. На этом этапе работы можно поменять композицию, перемещая блоки по принципу калейдоскопа. Одновременно подберите подходящую кайму и оцените ее соответствие узору и расцветке центрального лоскутного полотна. 
           Полностью соберите лоскутное полотно и пристрочите нему кайму. Отпарьте заготовку изделия, исправляя небольшие погрешности, допущенные при его сборке. 
           Последующая обработка лоскутного изделия будет зависеть от его предназначения: создаете ли вы одеяло, настенное панно, подушку, предмет одежды и т.п. Соберите изделие окончательно и простегайте его. В готовом лоскутном изделии оформите края.

    Комментарии (0)Add Comment
    Написать комментарий
    Вы должны авторизоваться, чтобы добавлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.

    busy
     
    Главная Уроки рукоделия Уроки по пэчворку Основы самостоятельной работы художника по лоскутной технике
    );